Познание. Формирование целостной картины мира. Подготовительная группа. Воспитатель Хурамшина Р. Р. Тема:
Беседа о птицах.
Программное
содержание: 1.Вызвать интерес к окружающему миру, к
птицам. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, жизненных
проявлениях, повадках птиц и приспособлениями их к среде обитания.
2. Систематизировать и закреплять знания детей о
птицах, их жизни, питании. Уточнит, как люди помогают птицам в зимнее время.
3. Активизировать внимание и память детей, развивать
логическое мышление.
Оборудование
и материалы: аудиозапись пения птиц, изображения
птиц, птицы из природного материала, чучела птиц, разрезные картинки для игры.
Ход
занятия:
Воспитатель: Ребята! Сегодня я приглашаю вас в
путешествие по удивительной стране. Кто же живет в ней? (звучит аудиозапись).
Слышите? Догадались, к кому в гости мы отправились?
Дети: К птицам.
Воспитатель: Ребята! А кто же в лесу главные жители
деревьев?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о птицах.
Много птиц живет в нашем лесу, но не всегда их можно
видеть, чаще всего слышать их голоса.
Какие бывают птицы?
Дети: Зимующие и перелетные.
Воспитатель: Почему их называют перелетными?
Почему их называют зимующими? (Ответы детей).
Сейчас нам Аслан загадает загадку, а вы отгадайте.
Аслан: Хоть я не молоток – подереву стучу:
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел).
Дети: Дятел.
Воспитатель выставляет изображение дятла.
Алсу, расскажи о нем.
Алсу: Спинка у дятла черная, крылья тоже черные, с
белыми крапинками, а на белом брюшке крапины черные. На голове дятла – ярко
красный беретик.
Игра: «Дятел»
Воспитатель: Давайте постучим язычками, как дятел.
Воспитатель: «Что за красавец этот дятел! Черное,
белое, красное, и в таком сочетании, что ни убавить, ни прибавить!» - так
написал о дятле Николай Сладков.
Воспитатель: А теперь Лейсан загадает нам загадку.
Лейсан: Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют,
Не боится он простуды
С первым снего тут как тут.
(Снегирь).
Воспитатель
выставляет изображение снегирей.
Булат, расскажи, что ты знаешь о снегирях?
Булат: Когда наступает снежная морозная зима,
снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды,
отыскивают ягоды рябины, облепихи и барбариса. Они рассыпаются по кустам и
мелодично посвистывают «Рюм – рюм - рюм».
Воспитатель: А вот отгадайте гости еще одну загадку:
Аскар: Маленький мальчишка,
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей).
Воспитатель:
Вот и воробей прилетел к нам. Ну-ка, скажите, как воробей поет?
Дети: Чик-чирик.
Игра «Громко-тихо» по рядам.
Воспитатель: Вот и я хочу загадать загадку. Слушайте
внимательно.
Угадайте что за птица:
Света белого боится
Клюв крючком,
глаза пятачком,
Ушастая голова – это (сова).
- Сегодня ночью прилетала к нам сова.
- Почему сова прилетела ночью?
- А днем что делает?
- Сова хочет с нами играть.
Игра «Совушка». День – летаем, ночь – спим.
Игра «Сова».
Сова -
большая голова
Головой вертит по сторонам
Смотрит – вправо, влево,
Прямо, вверх.
Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Кто это?
Дети: Сорока.
Она
улетает или остается зимовать? К каким относится?
Дети:
Остается зимовать, зимующая птица.
Воспитатель:
Про сороку у нас много пословиц, давайте одну из них послушаем.
Богдан:
Сорока на хвосте принесла.
Воспитатель:
Почему так говорят? Потому что много стрекочет, как будто много болтает и хвост
у нее длинный. Сравнивают болтливых людей с сорокой и появилась такая пословица
: «Сорока на хвосте принесла».
Посмотрите
внимательно, кто еще прилетает к нам на участок.
Дети:
Синица, ворона, клест.
Альфина
загадает нам загадку.
Альфина:
Небольшая пестрая птица
Не
боится зимой простудиться
Угощенье
Прилетает
к нам часто… (Синица).
Настя:
Клюв огромен, взгляд суров,
Частый
гость она дворов.
На
суку сидит у дома,
Громко
каркает … (Ворона).
Воспитатель:
Вот посмотрите на эту птицу и послушайте небольшой рассказ:
Это
клест. Клест относится к зимующим птицам. У клеста удивительный клюв – очень
крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком
вниз, а нижняя, более сильная часть клюва, загнута вверх. Вот и получается клюв
в виде креста.
Еще
очень интересное. Птенцов клесты выводят зимой, в самые трескучие январские морозы.
От холода птенцов спасает глубокое гнездо, утепленное ковром из пуха. Мама
клестиха не вылетает из гнезда, папа клест заботится о них. Почему птенцы
появляются зимой? Потому что зимой в лесу много еловых и сосновых шишек.
А
мы ребята знаем очень много народных примет. Эти приметы созданы на основе
наблюдений за поведением разных птиц.
Ангелина:
Ворона кричит зимой к метели.
Рената:
Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
Егор:
Снегирь зимою скрипит – на снег, вьюгу и слякоть.
Фадис:
Воробьи прячутся в хворост – на мороз, перед метелью.
Игра
«Один-много».
Ворона
– вороны.
Галка
– галки.
Воробей
– воробьи – воробушка.
Снегирь
– снегири.
Синица
– синицы.
Клест
– клесты.
Игра
«Кто голос подает».
Ворона
– кар-кар.
Воробей
– чик-чирик.
Синица
– синь – синь.
Сорока
– ча-ча-ча.
Снегирь
– рюм –рюм.
Игра
«Угадайте птицу по описанию».
Сегодня
видела на улице птицу, маленькая, грудка розовая, сидит на ветке, как
«яблочко». Кто это?
Дети:
Снегирь.
Игра
«Четвертый лишний». Зимующая – перелетная.
Игра
«Словосочетание».
1. У
сороки белые бока, поэтому ее называют белобока.
2. У
синицы - желтая грудь, поэтому ее называют желтогрудая.
3. У
совы – большая голова – называют большеголовая.
4. У
дятла острый клюв – остроклювый.
5. У
сороки длинный хвост – длиннохвостая.
Игра
«Составь одно целое».
Детям
нужно составить изображение птицы из разрезных картинок.
Итог занятия:
-
Сегодня мы поговорили о каких птицах?
Дети:
О зимующих.
-
Почему мы называем их зимующими?
Дети:
Они остались у нас зимовать.
-
Птицы верные наши помощники, защитники лесов и полей. Почему их так называют?
Дети:
Они съедают вредных насекомых.
- Птицы – друзья нашего детства. Как вы можете
помочь птицам зимой?
Дети:
Сделать кормушки, насыпать корм, покормить птиц.
-
Вот наша кормушка. Мы будем кормить птиц, будем любить и заботиться о них.
|