Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Малоязовский детский сад №1 «Солнышко» муниципального района
Салаватский район Республики Башкортостан
«Этот таинственный космос»
Конспект НОД
по развитию речи и экспериментирование с детьми
подготовительной группы
Подготовила:
воспитатель II квалификационной категории
МАДОУ № 1 «Солнышко»
Абрарова Н.П.
с. Малояз - 2014
|
Конспект НОД с использованием ИКТ
Познание в подготовительной к школе группе «Этот таинственный космос»
Тема НОД «Этот таинственный космос»
Цель НОД: организовать познавательную деятельность воспитанников
Задачи НОД:
Образовательные:
- познакомить воспитанников с историей освоения космоса;
- развивать у дошкольников познавательный интерес к окружающему миру – космосу, российским исследователям космоса;
- закрепить знания воспитанников об известных фактах в Солнечной системе.
Развивающие:
- на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас воспитанников;
- развивать у дошкольников внимание, ассоциативное и логическое мышление, образную память и воображение;
- развивать речевую активность;
- поднимать мышечный тонус детей.
Воспитательные:
- формировать навыки общения внутри группы;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе;
- воспитывать гордость за достижения своей страны;
- воспитывать умение убирать рабочее место.
Связь с образовательными областями:
Здоровье:
- поддерживать положительный настрой на выполнение упражнений во время физкультминутки.
Социализация:
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- развивать игровую деятельность воспитанников.
Коммуникация:
- применение эмоционально-речевого общения со сверстниками и педагогом;
- развитие всех компонентов устной речи воспитанников в ходе организованной деятельности и игр;
- формирование навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Художественное творчество:
- творческая работа в коллективе;
- умение работать валиком, гуашью, набрызгом.
Методы и приемы:
- рассказ воспитателя, игровая мотивация, художественное слово;
- индивидуальная работа с воспитанниками во время продуктивного вида деятельности (координация совместных усилий в дошкольном коллективе);
- коммуникативная игра;
Оборудование:
- электронное приложение к занятию в виде PowerPoint-презентации «Солнечная система» и «Российские исследователи космоса»;
- музыкальная композиция на тему космоса, гелевый шар, шапочки-маски Солнца и планет, кегли;
- ноутбук, видеопроектор, указка;
- глобус.
Для опытов:
- бутылка (стекло);
- макет ракеты, телескоп;
- 3 ст.ложки лимонного сока;
- 1 ч.ложка пищевой соды;
- кусочек туалетной бумаги.
Для самостоятельной работы по ИЗО:
- тонированная бумага;
- полиэтиленовые крышки;
- зубные щетки, стеки;
- гуашь.
Ход НОД:
Организационный момент
Приветствие
Воспитанники стоят в кругу. Педагог обеими руками пожимает руку воспитанника, стоящего слева от него.
- Здравствуй, друг! – и каждый, стоящий в кругу дошкольник как бы передает приветствие следующему. Цель педагогического приема: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, создание сплоченности группы воспитанников и педагога. Итогом является внимание воспитанников и их заинтересованность предстоящей деятельностью.
Беседа
Воспитатель: Ребята, если взглянуть под ноги на улице, что мы увидим?
Дети: Дорожку, асфальт, траву, землю…
Воспитатель: А если посмотрим вверх, что увидим?
Дети: Небо, солнце, луну, звезды…
Воспитатель: Земля и небо – это наша планета Земля. Посмотрите, на глобус. Это макет нашей планеты с морями, океанами и сушей. За ее пределами космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо, как птицы. Когда-то давным-давно, почти 100 лет назад в городе Калуга жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский (слайд № 1). Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Он проводил расчеты, делал чертежи и однажды придумал летательный аппарат (слайд № 2).
А Сергей Павлович Королев смог сконструировать и изготовить космический спутник (слайд № 3,4). Как вы думаете, кто первым полетел в космос?
Дети: Гагарин, собаки.
Воспитатель: Это были специально обученные собаки, Белка и Стрелка (слайд № 5). А потом 12 апреля 1961 года в космос впервые полетел человек. Вы знаете, как звали первого космонавта?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин (слайд № 6).
Воспитатель: Это было очень важным событием для всего мира. На космическом корабле «Восток» (слайд № 7) Ю.А.Гагарин облетел вокруг Земли. Прошло немного времени, и в космос полетела женщина, Валентина Терешкова (слайд № 8). Ребята, а вы хотите отправиться в Космос, возможно, чтобы открыть новую, неизвестную планету?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как происходит старт ракеты.
Экспериментальная деятельность.
Опыт «Лимон запускает Ракету в космос».
1.Наливаем и смешиваем в бутылке воду и лимонный сок.
2.Заворачиваем пищевую соду в кусочек туалетной бумаги так, чтобы можно было просунуть в горлышко бутылки, и обматываем нитками.
3.Опускаем пакетик с содой в бутылку и затыкаем её пробкой-ракетой, но не слишком плотно.
4. Ставим бутылку на плоскость и отходим на безопасное расстояние. Наша ракета с громким хлопком взлетает вверх.
Воспитатель: Образовавшийся воздух в бутылке выталкивает пробку. Наша пробка летела, как ракета, - она двигалась вперед. Примерно по такому же принципу ракета летит в космос. Только в настоящей ракете вместо воздуха находится топливо.
Чтобы проверить нашу готовность к полету, выполним зарядку.
Физкультминутка.
Раз-два, стоит ракета, (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет! (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца, (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно, (руки в стороны, наклон корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над Землею, (разводят руки в стороны)
Ей передадут привет. (поднимают руки вверх и машут)
Воспитатель: Наш экипаж к полету готов! Прошу пристегнуть ремни! Начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, 0… Пуск! Поздравляю с удачным стартом!
Звучит музыка. Дети имитируют состояние невесомости.
Воспитатель: А в открытом космосе мы не сможем передвигаться, как на Земле. Как это состояние называется?
Дети: Это состояние - невесомость.
Игра «Сравни»
Воспитатель: А как вы это понимаете? Что значит, нет веса? Отвечайте правильно: Нет веса – значит мы легкие, как…»
Воспитатель передает детям гелевый шарик – дети отвечают.
Дети: Нет веса – значит мы легкие, как перышки, как вата, как пух, как листочки, как снежинки, как пыльца растений, как лепестки розы, как крылья бабочек.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Шла девушка из Питера, просыпала кувшин бисера. Не соберет ни царь, ни царица, ни красная девица.
Дети: Это звездное небо (слайд № 9).
Воспитатель: Давайте посмотрим, как передвигаются звезды по небу.
Зарядка для глаз «Звездочка»
Детям предлагается проследить глазами за передвижением звезды на проекционной доске.
Воспитатель: В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано тысячами звезд. Ребята, а как вы думаете, видны ли на небе звезды днем?
Дети: Звезд на небе днем не видно, потому что светит солнце.
Воспитатель: Правильно, свет солнца не дает возможности видеть планеты днем. Сейчас мы подлетим к самой близкой к нам и потому самой большой звезде. Вот она! Солнце (слайд № 10)
Около Солнца вращается Земля и её сестры-планеты. А сколько планет вращается вокруг Солнца?
Дети: Девять
Воспитатель: правильно, девять. Назовите их (слайд № 11)
Дети: Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Меркурий, Нептун, Плутон Уран, Земля.
Воспитатель: Давайте рассмотрим планеты по порядку. Первая планета – самая маленькая. Это Меркурий, он ближе всех расположен к Солнцу, поэтому является самым раскаленным (слайд № 12).
Ребенок читает стихотворение о Меркурии.
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света.
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей.
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит: «Меня догоните!»
Воспитатель: Вторая планета, целиком затянутая желтыми облаками – это Венера (слайд № 13).
Ребенок читает стихотворение о Венере.
В честь богини красоты
Названа, Венера, ты!
В темных небесах сияешь,
Красотой всех озаряешь.
Воспитатель: название третьей планеты вы узнаете, если отгадаете загадку (слайд № 14).
Ребенок читает стихотворение-загадку.
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны,
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката,
Что за планета, скажите, ребята?
Дети: Планета Земля.
Воспитатель: Следующая планета – красная. Это Марс (слайд № 15).
Ребенок читает стихотворение о Марсе.
Марс – таинственная планета.
Она по размеру чуть больше Луны.
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Воспитатель: Пятая планета – самая большая, это Юпитер. Она состоит из жидкости и газа (слайд № 16).
Ребенок читает стихотворение о Юпитере.
Юпитер больше всех планет,
Но жизни на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютый холод круглый год.
Воспитатель: На следующей планете видны кольца, которые окружают её. Это Сатурн (слайд №17). Кольца - это заледенелые частицы пыли и газов.
Ребенок читает стихотворение о Сатурне.
Сатурн – красивая планета
Желто-оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Воспитатель: А это самые удаленные от Солнца планеты, а значит, на них очень холодно.
Людям мало что известно об этих планетах. Называются они так: Уран (слайд №18).
Ребенок читает стихотворение об Уране.
Я уже который век
Среди братьев-римлян, грек,
И сквозь Космоса тоску
Мчусь я, лёжа на боку.
Воспитатель: Нептун (слайд №19).
Ребенок читает стихотворение о Нептуне.
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный
Год на ней велик весьма
Длится сорок лет зима.
Воспитатель: И самый далёкий - Плутон (слайд № 20).
Ребенок читает стихотворение о Плутоне.
Скован льдом Уран, Нептун,
И на Плутоне колотун!
Без атмосферы, по всему,
Жить невозможно никому.
«Связь с центром управлением полетами»
Голос: Космонавты, доложите о своем самочувствии в земной центр управлением полетами»
Дети по очереди берут предмет-заместитель кеглю и говорят:
-Земля, я космонавт, чувствую себя хорошо. Вижу в «обзор» облака.
-Земля, я космонавт, чувствую себя хорошо. Вижу в «обзор» моря, океаны!
-Земля, я космонавт, самочувствие отличное. Целую, очень люблю!
Голос: Сообщение принято. Спасибо. Желаем удачного приземления!
Встреча с инопланетянином.
Инопланетянин: Кто вы?
Дети называют свои имена.
Инопланетянин: Как называется планета, на которой вы живете?
Дети: Земля.
Инопланетянин: Какой она формы?
Дети: Круглая.
Инопланетянин: Как называется самая близкая к вам звезда?
Дети: Солнце.
Инопланетянин: Чем покрыта ваша планета?
Дети: Вода, деревья, воздух.
Инопланетянин: Кто живет на Земле?
Дети: Животные, люди.
Инопланетянин: Кто первый полетел в космос?
Дети: Собаки Белка и Стрелка.
Игра «Космические тела»
Инопланетянин: А теперь проверим ваши знания о космосе. Я буду называть различные предметы, и если это будет какое-либо космическое тело, то вы должны громко хлопнуть в ладоши. Начали! Земля, Солнце, река, Луна, дерево, планета, дом, цветок, звезда, комета, кошка, ракета, галактика, самолет, луноход.
Инопланетянин: Ну, что ж, нам пора прощаться!
Воспитатель: А знаешь, инопланетянин, наши дети очень любят рисовать. Хочешь, они нарисуют тебе на память нашу планету такой, какой ее видят космонавты?
Инопланетянин: Конечно, хочу!
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель предлагает детям нарисовать планету в нетрадиционной технике – монотипия. На полиэтиленовую крышку нанести гуашь двух-трех цветов, затем сделать отпечаток на бумаге, повернув крышку по оси. Осторожно поднять крышку. Можно добавить звездную пыль в технике «набрызг».
Дети дарят свои работы инопланетянину, прощаются с ним.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться на Землю. 5, 4, 3, 2, 1, 0… Старт! (Музыкальное сопровождение) А вот и наша планета! Здравствуй, Земля! Как хорошо дома!
|