Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Малоязовский детский сад №1 «Солнышко»
Проект
«Мы за здоровый образ жизни!»
Провела воспитатель
Абрарова Надежда Петровна
с.Малояз
Введение (актуальность проблемы)
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. Потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Так как большую часть своей жизни ребенок проводит в семье – тема формирования здорового образа жизни именно у родителей становится сегодня актуальной. Ежегодно увеличивается количество родителей, имеющих проблемы со здоровьем, немало из них имеют вредные для здоровья привычки, что очень пагубно сказывается, как на духовном, так и физическом состоянии здоровья и как следствие – отражается на процессе воспитания у детей положительного отношения к здоровому образу жизни. Это предопределило создание нашего проекта «Мы за здоровый образ жизни», который ориентирован на повышение мотивации родителей к ведению здорового образа жизни, повышение их компетентности в вопросах здоровьесбережения, и должен вызвать определенную заинтересованность взрослых к своему здоровью и здоровью детей.
Мониторинг состояния здоровья воспитанников показал, что процент часто болеющих детей не стабилен и часто имеет достаточно высокий показатель. Многие родители (особенно молодые), снимая с себя ответственность за сохранность здоровья собственного ребенка, возлагают ее на ДОУ. Поэтому в целях совершенствования работы по повышению компетентности родителей в вопросах ЗОЖ был разработан данный проект, направленный на повышение заинтересованности и мотивации родителей дошкольников на сохранение и улучшение собственного здоровья и здоровья детей. Проблемное поле: Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, это стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в самых неожиданных ситуациях на улице, в общественных местах и дома, поэтому главной задачей родителей в тесном взаимодействии с ДОУ является развитие у них самостоятельности и ответственности за свое здоровье, формирование основ безопасности жизнедеятельности. Семья, в первую очередь, призвана в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные здоровьесберегающие технологии. Именно в семье родители должны помочь детям, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
В то же время, формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества со специалистами ДОУ. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет не только снять конфликтную ситуацию, но и заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о здоровом образе жизни, организовать совместные физкультурные занятия, спортивные праздники, досуговые мероприятия.
Задачей обучения родителей как целевой подгруппы является умение вести диалог со своими детьми о собственном здоровье и, что не мало важно, о собственной каждодневной безопасности, связанной с сохранением и укреплением здоровья. Не менее важной задачей является также преодоление защитной позиции родителей: отрицания возможности приобщения своих детей к вредным привычкам, которые часто сами родители и формируют у своих детей: не рациональное питание, нарушение или отсутствие режима, исключение из жизни физкультуры и спорта, пассивный образ жизни.
Поэтому дошкольное учреждение призвано донести до родителей в доступной и интересной форме основы здоровьесберегательных технологий, заложить основы здорового образа жизни у родителей и воспитанников, используя различные формы работы в этом направлении. В этом и состоит основная идея и проблема нашего проекта.
Описание проблемной ситуации. Риски.
Одной из причин высоких показателей заболеваемости детей в ДОУ является недостаточная компетенция родителей в вопросах физического воспитания, невнимание взрослых к своему здоровью и к здоровью своих детей. Но при грамотном построении педагогического процесса важно заинтересовать родителей проблемой воспитания здорового ребёнка и заложить основы здорового образа жизни семьи. Все это делает очевидным и необходимым создание проекта, общей стратегической целью которого будет наработка и внедрение здоровьесберегающих технологий не только в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, но и в первую очередь, активное включение семьи в процесс здоровьесбережения.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности коллектива дошкольного образовательного учреждения. Она включает разработку основных подходов и методических рекомендаций, которые будут способствовать повышению уровня педагогических знаний и умений родителей в области семейного воспитания для создания необходимых условий для формирования навыков здорового образа жизни у детей; взаимодействие воспитателей, специалистов и родителей в процессе развития и оздоровления детей.
Конечная цель проекта: формирование осознанного отношения детей и их родителей к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи проекта
Для решения вопросов сохранения здоровья детей и семьи, а также формирования у них навыков и привычек здорового образа жизни, педагогический коллектив МАДОУ детский сад №1 «Солнышко» определил следующие задачи по работе с родителями:
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей;
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни;
- обеспечить психофизическое благополучие детей и формировать сознательное отношение к собственному здоровью;
- создать развивающую предметную среды ДОУ, благоприятную атмосферу;
- развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
- воспитывать желание быть здоровым;
- формировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья;
- воспитывать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умения различать эмоциональные состояния и настроения окружающих людей.
Принципы здоровьесбережения
- Принцип актуальности подразумевает отбор знаний и умений с опорой на социальный заказ: решение актуальной проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения.
- Принцип системности и комплексности предполагает формирование комплекса знаний и умений, обеспечивающего целостное понимание здоровья человека во взаимосвязи его физического, психического, духовного, социального компонентов, а также освоение системы средств и методов по его сохранению и укреплению.
- Принцип научности и доступности предполагает, с одной стороны, включение знаний и умений по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и родителей, основанных на многовековом коллективном опыте человечества, фиксируемого в понятиях, законах, теориях базовых наук (биологии, психологии, философии, социологии физиологии и др.), с другой – модель здорового образа жизни должна соответствовать уровню возможностей воспитанников.
- Принцип интеграции построения модели здорового образа жизни обуславливает проникновение одной образовательной области в другую, обеспечивающих целостность образовательного процесса.
- Принцип региональности. При составлении модели здорового образа жизни учитываются региональные особенности: природно-климатические, экологические, состояние здоровья воспитанников и родителей. Основным принципом совместной работы с семьей по воспитанию здорового ребенка для педагогического коллектива является принцип здоровьесбережения – основополагающий принцип деятельности ДОУ, который предполагает использование особых здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья детей, построение целостной системы работы по формированию навыков здорового образа жизни у родителей. Совместная работа ДОУ с семьей (родителями) должна строиться на следующих основных принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику.
- Принцип единства, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги, в свою очередь, используют лучший опыт семейного воспитания.
- Принцип систематичности и последовательности работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.
- Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
- Принцип взаимного доверия и взаимопонимания педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
Ожидаемые результаты
- организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
- снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
- сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни (умения соблюдать режим дня, знания о правильном питании и витаминах и т.п.);
- активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.
Участники проекта:
- Дети;
- Воспитатели;
- Родители.
- Инструктор по физическому развитию.
- Музыкальный руководитель.
- Психолог
Виды деятельности:
Игровая, продуктивная, музыкально-художественная, познавательная, конструктивная деятельность; рассматривание иллюстраций, книг; дидактические игры, беседы с детьми, решение проблемных игровых ситуаций, художественное творчество и др.
Интеграция по областям:
«Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Создание тематической развивающей среды, постепенно пополняющейся и обогащающейся по мере освоения темы.
Методы:
Словесные, наглядные, практические, игровые.
Длительность проекта:
С октября 2014 года до апреля 2018 года.
Гимнастика
Гимнастика несколько видов: пальчиковая, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая.
Пальчиковая гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. Организаторы — воспитатели, логопед, родители.
Гимнастика утренняя проводится с младшего возраста во всех группах утром для быстрого вхождения в ритм для. Используется для сохранения и укрепления здоровья.
В комплексы гимнастики включаются ходьба, бег, общеразвивающие и прикладные упражнения. Упражнения выполняются с упражнений плеч, рук, туловища, ног. Сверху вниз. Заканчивается комплекс упражнений в глубоком дыхании и в расслаблении мышц. Упражнения и дозировка нагрузки подбираются с учётом возраста, уровня физической подготовленности.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендовано перед проведением провести в группе проветривание.
Физическая культура
Занятия проводятся по Пензулаевой Л.И., используется программа Глазырина Л.Д.
Физинструктор определяет объем физической нагрузки для детей данного возраста и распределяет ее с учетом состояния их здоровья и уровня физической подготовленности;
Предусматривается достаточную площадь, рациональное размещение физкультурного оборудования и пособий, санитарно-гигиенические требования, проверяется наличие соответствующей одежды и обуви;
Продумываются задачи и программное содержание в соответствии с основными принципами обучения и воспитания;
Физинструктор даёт ясное, лаконичное объяснение заданий, четко показывать упражнения; воспитатель следит за правильностью выполнения упражений.
Музыкальный руководитель продумывает музыкальное сопровождение, которое сочетается с движениями и создаёт положительный эмоциональный настрой у детей;
Физинструктор использует разные способы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, круговую тренировку;
Занятия физкультурой проводятся таким образом: разминка, общеразвивающие упражнения, основные виды упражнений, подвижная игра.
Во время выполнения комплекса упражнений особое внимание обращается на осанку детей и их дыхание. Предусмотрены названия упражнений, смены исходных положений для каждого упражнения.
Подвижные игры
Подвижные игры проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате (со средней степенью подвижности), дома с родителями, на природе, в спортзале. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей.
Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.
Прогулки на свежем воздухе
Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется два раза в день: в первую и во вторую половину дня.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Босоножье
После сон-часа дети ходят по корригирующим коврикам. Сегодня о ходьбе босиком мы забываем, да и нет для этого условий: ведь не выпустишь детей гулять босиком во двор, где полно осколков и другого мусора.
Так что же делать? Очень просто: мы изготовили массажные коврики.
Чем полезен массаж стоп?
Способствует правильному формированию свода стопы;
позволяет избежать плоскостопия;
стимулирует кровообращение и улучшает обменные процессы в нижних конечностях;
Спортивный уголок группы
Предметно-пространственная среда создана воспитателями и родителями для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
- включает в себя игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которое позволяет обеспечить игровую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- меняется в зависимости от игры и предоставляет достаточно места для двигательной активности:
- спортивное оборудование находится в свободном доступе для воспитанников,
- безопасно.
Нетрадиционные физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий
Мероприятия и досуги
Проведены масленица для детей с подвижными играми, эстафетами. Развлечение для родителей и детей: «В гостях у Карлсона». Для детей проведено спортивно-развлекательное мероприятие «Весёлые старты», посвящённое Дню космонавтики. Соревновались две старшие группы.
Родительское собрание
В целях пропаганды здорового образа жизни в семьях воспитанников, проведено родительское собрание на тему «о здоровье всерьёз».
Обмен опытом
С целью обмена опытом изготовлены:
- картотеки подвижных игр, народных игр, пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста.
- папки-презентации по различным тематикам «Зачем надо чистить зубы?», «Правильное питание детей дошкольного возраста», «Правила личной гигиены», «Здоровая и вредная пища», «Грибы и ягоды», «Продукты питания», «Зимние и летние виды спорта», «Витамины — наши друзья».
- Пополнена картотека по здоровому образу жизни развивающими программами. Ежедневно формирую у детей начальные представления о культурно-гигиенических навыках, проводя беседы на различные темы: «О здоровье», «О человеке», «О правилах поведения за столом», «Как устроен человек»
Работа с родителями
Проведён конкурс стенгазет:
«В здоровом теле здоровый дух»
«Здоровая семья — здоровый ребёнок»
«Расти здоровым, малыш»
Родители поделились информацией в фотографиях как идёт работа в семьях по пропаганде здорового образа жизни. |